Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрени - 4 Марта 2012 - MATVEJKA
                                                                          








Меню сайта
Топ материалов
Мини паспорта комнатных растений

Добавил:
RYBKA

Грамота для юных футболистов

Добавил:
Funnochka

Медали "МАМА, ПАПА, Я - СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ!"

Добавил:
RYBKA

Оформление спортивного уголка - Детские виды спорта

Добавил:
fantastisch

Дидактическая игра - Профессии

Добавил:
fantastisch

Эмблема и медаль для команд КРЕПЫШИ и СМЕЛЬЧАКИ

Добавил:
RYBKA

Портфолио воспитателя, педагога, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда

Добавил:
incora

Интересное
Цветники
Герб и 4 фона для детского сада "Сосна", "Сосенка", "Сосонка" на русском и украинском языке
Клипарт "Белые мишки"
Шаблоны для оформления документации 1
Мама, не уходи... (или в детский сад - без слез)
КОСМОС
Главная » 2012 » Март » 4 » Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрени
20:02
Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрени



Начиная с грудного возраста: 

• Предоставьте ребёнку предметы разной величины, формы, разные на ощупь – гладкие и шершавые, мягкие и твёрдые. Вкладывайте предметы в руки, давая их ощупывать. Давайте рвать бумагу, шуршать пакетом, пищать игрушкой и т.д.

• Вложите по одному предмету в каждую руку ребёнка. Постучите предметами друг о друга. Постучите предметом по столу одной и другой рукой (ладошкой, кулачком).

• Играйте с водой во время купания: «поплюхайте» рукой по воде, зачерпните воду рукой или чашкой, помещенной в руку. Достаньте предмет со дна ванны рукой малыша. Толкайте плавающие предметы – уточки, большие и маленькие мячи. «Топите» под воду маленькие мячики. Выжимайте маленькие разноцветные детские мочалки. Дайте ребёнку разноцветные пластмассовые чашки и покажите, как переливать воду из одной чашки в другую. Если у ребенка сразу не получается, делайте движения вместе с ним.

• В свободное время (например, перед телевизором или в транспорте) делайте ребёнку массаж пальцев. Распрямите пальцы, отделите один из них, а остальные сложите в кулачок – так по порядку с каждым пальчиком. Разотрите пальчики круговыми движениями. Поиграйте пальцами. Как бы переплетая их. Старайтесь, чтобы ребенок расслаблял пальчики, если у него повышен тонус мышц: возьмите кисти рук ребенка и легонько потрясите ими.

• Нужно стремиться к формированию связи «глаз - рука» (зрительно – моторной координации). Тянитесь рукой ребенка к предмету, привлекшего его внимание. И наоборот, побудите малыша посмотреть на предмет, зажатый в его руке (например, погремев зажатой в руке погремушкой). Показывая ребёнку погремушку, двигайте её медленно и достаточно близко, чтобы он мог следить за ней глазами.
• Каждое действие, совершаемое вместе с ребенком, должно быть названо: возьми, положи, садись, вставай, похлопай, дай маме, папе.

• Занятия должны быть приятны ребенку, пусть он видит улыбку взрослого, слышит ободряющие слова.
• Учите ребенка действовать с предметами в зависимости от их свойств (формирование предметных действий): мяч - катать, бросать; машинку – возить; книжку – листать; коробочку – открывать, закрывать.

• Обязательно следите, чтобы в каждом двигательном акте участвовали две руки, одна как ведущая, другая как вспомогательная: одной рукой держим коробочку, другой открываем коробочку; одной рукой держим тарелку, другой вытираем; одной рукой рисуем, другой придерживаем бумагу.

• Формирование целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм по подражанию - «Ладушки», «Сорока» и т.д. Можно использовать имитационные движения: «петушок машет крыльями», «жук шевелит лапками» и т.д.

• Показывайте ребенку и побуждайте его - «жесты общения»: указать пальцем на предмет, погрозить пальчиком, подозвать пальцем к себе; поприветствовать рукой; попрощаться; постучаться; погладить рукой по голове и т. д.

• У детей с двух лет необходимо развивать те движения рук, на основе которых формируются навыки самообслуживания, изобразительной деятельности. Для этого регулярно выполняйте упражнения.

Занятия с бумагой:

• Смять двумя руками лист бумаги как можно сильнее в комочек (если у ребёнка не получается, выполняйте это упражнение вместе с ним, обхватив его руки своими и совершая нужные движения). Затем расправить лист бумаги, разровнять его.
• Разгладить лист бумаги ладонью на столе, придерживая его другой рукой, потом руки поменять.
• Складывать и разворачивать лист бумаги в разных направлениях. Сначала вдвое, в трое, затем в максимальное количество раз. Это упражнение также развивает целенаправленность и самоконтроль.
• Скатывать, скручивать, разрывать лист бумаги.
• Когда ребёнок освоит эти операции, можно начинать учить его резать, склеивать. Делать аппликации – по готовому образцу, по показу, по собственному замыслу.

Занятия с веревочкой (или мягкой проволокой в цветной оплетке):

• Перематывать верёвочку из клубка в клубок.
• Наматывать на катушку, палочку.
• Продевать верёвочку в отверстия колечек, бусинок.
• Обматывать колечки от пирамидки веревочкой, продевая её через центр кольца и т.д.

Игры с песком:

• Сгребать двумя руками влажный песок в горку, затем разравнивать её.
• Рыть в песке ямки, дорожки, тоннели и т.д.
• На ровной поверхности песка «отпечатывать» свои ладошки.
• Совком пересыпать песок, помешивать его, приглаживать, делать « пасочки » с использованием разных формочек.
• Строить из влажного песка «заборы», домики, любые постройки по собственному замыслу.
• На песке можно создавать игровые сюжеты с использованием маленьких игрушек, зверей, машин, природного материала.

Игры с мячом:

• Сидя на полу, катайте мяч ребёнку и побуждайте его ловить мяч двумя руками. А затем катить вам. Когда ребенок освоит это упражнение, можно начинать бросать мяч ребенку, чтобы он поймал его и бросил вам. Покажите ребенку, как нужно держать руки. Чтобы захватить мяч и как нужно его бросать.
• Сидя за столиком: положить обе руки ребенка на мяч среднего размера, расправив пальчики, и катать мяч по столу вперёд – назад, затем по кругу в одну и другую стороны, командуя вслух (движения производятся сначала двумя руками вместе, затем одной рукой по очереди). Затем: одна рука лежит на мяче и удерживает его, другой рукой ребенок стучит по мячу. Сначала медленно и легко, затем быстро и сильно; те же движения выполняются, поменяв руки.
• При врожденных трудностях движений, повышенном тонусе мышц выполняйте движения вместе с ребенком, помогая ему расслабить ручки и освоить порядок выполнения заданий.
• Сидя за столиком: упражнения с маленькими мячами (лучше брать резиновые мячи с «пупырышками» или теннисные мячи). В каждую руку ребёнка вкладывается мяч (следите, чтобы пальчики были расправлены) и выполняются те же движения, что и со средним мячом. Когда ребенок освоит эти упражнения, можно предложить ему постучать мячами друг о друга, зажав их в руках; одновременно катать два мяча, но в разные стороны, и т.д.

Игры с кубиками и конструктором:

• Простые манипуляции: перекладывать, переворачивать, устанавливать один на другой, снимать по одному с башни, выкладывать орнаменты.
• Конструирование: сначала простые модели из нескольких крупных деталей – домик, забор, башня, гараж; затем более сложные. Во время конструирования называйте ребенку цвета кубиков, их геометрическую форму, размер (большой - маленький), просите показать такие же. Если у ребенка выраженные трудности в движениях, начинайте с мягкого (поролонового) конструктора.

Игры с пластилином или тестом:

• Скатывать двумя руками большой шар – на весу и на столе;

• Раскатывать двумя руками «колбаску»– на весу и на столе;

• Отщипывать от «колбаски» кусочки правой, затем левой рукой, и скатывать из них мелкие шарики;

• Раскатывать из шариков лепешечки скалкой;

• Лепить из лепешечек «куличики», «вареники», «пирожки» и т.д.;

• Раскатывать из шариков маленькие «колбаски» на весу используя только пальцы рук.

Когда ребенок хорошо освоит эти простые операции, вы можете сами придумывать темы для лепки – животные, люди, цветы, деревья, орнаменты из одинаковых по форме, но разных по цвету деталей.



Комплекс упражнений
для развития
мелкой моторики кистей рук.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать с ребенком, какие – либо упражнения:

• Постучать по столу расслабленной кистью правой, затем левой руки;
• Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;
• Складывать двумя пальчиками фасолинки, горошинки в баночку;
• Запускать пальцами мелкие волчки;
• Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул, закрылся);
• Делать « мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко просунуть свои пальцы. И «крепкие», которые не разожмешь;
• Указательным и средним пальцами «ходить» по столу; скачало медленно, как, будто крадется. А потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится начало левой рукой, а потом правой рукой);
• Показывать только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять;
• Показывать только один большой палец отдельно;
• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• Махать в воздухе только пальцами;
• Кистями рук делать «фонарики»;
• Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
• Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть – разогнуть, повернуть ладонью к лицу – к столу);
• Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе, разбежались);
• Нанизывать крупные бусины, пуговицы, шарики на нитку;
• Завязывать узлы на толстой веревке, шнурке;
• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки;
• Закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком;
• Научить ребенка пользоваться пульверизатором, Легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на кусочек ваты или бумаги, передвигая их по поверхности стола;
• Сжать пальцы в кулак – выпрямить;
• Согнуть пальцы одновременно и поочередно;
• Постучать каждым пальцем по столу под счет «один, один - два, один – два – три»;
• Отвести пальцы, согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь большим пальцем остальных (сыпать зерно для птиц).

При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить, тем более критиковать ребенка за неудачи. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение: показать рукой ребенка, как оно выполняется. Затем побуждать выполнять самостоятельно, похвалив за каждый выполненный элемент.

Автор Лялюшкина Анна Петровна 



Похожие материалы (кликните, чтобы увидеть)


Если вы обнаружили неработающую ссылку, пожалуйста, оставьте комментарий.



Категория:  Методические рекомендации  | Просмотров: 1309 | Добавил: ANNA2011  | Теги:   | Рейтинг: 5.0/1




Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
 Гость

Гости
 


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Добро пожаловать!
Топ файловиков
null fantastisch
Журналисты
null941
null0
null767
null25
 
 
null AnnaZ
Журналисты
null421
null0
null155
null6
 
 
null RYBKA
Администраторы
null271
null149
null750
null1124
 
 
null Еленушка
Журналисты
null222
null0
null505
null8
 
 
null NeseniukOlga
Журналисты
null201
null0
null69
null6
 
 
null nensi1978
Журналисты
null154
null0
null702
null103
 
 
Чат "Матвейки"
Статистика
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
iryxina
Всего: 33549
Новых за месяц: 529
Новых за неделю: 99
Новых вчера: 17
Новых сегодня: 3

Пользователей 33532
Проверенных: 0
Модераторов: 0
Админов: 3

Парней: 4395
Девушек: 29154
Друзья сайта
Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ
Камчатский семейный портал
Наша кнопочка



МАТВЕЙКА © 2016