Методика развития творческого воображения - 28 Марта 2012 - MATVEJKA
                                                                          








Меню сайта
Топ материалов
Мини паспорта комнатных растений

Добавил:
RYBKA

Грамота для юных футболистов

Добавил:
Funnochka

Медали "МАМА, ПАПА, Я - СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ!"

Добавил:
RYBKA

Дидактическая игра - Профессии

Добавил:
fantastisch

Оформление спортивного уголка - Детские виды спорта

Добавил:
fantastisch

Эмблема и медаль для команд КРЕПЫШИ и СМЕЛЬЧАКИ

Добавил:
RYBKA

Портфолио воспитателя, педагога, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда

Добавил:
incora

Интересное
Детские песни про спорт
Пьеса "НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА"
Медальки для девочек на утренник 8 Марта
Развивающая игра "Узнай контур несуществующего животного"
Девиз и эмблема для первого класса
Консультация для родителей "УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ"
Главная » 2012 » Март » 28 » Методика развития творческого воображения
16:46
Методика развития творческого воображения



МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

по А.И.Бурениной

(«Театрализованные игры и упражнения в общении с детьми»)



Музыкальный руководитель ГБОУ №2092 Козлова С.Ю.
Г.Москва

Игры на развитие внимания, творческого воображения

1. Очень важно научить детей внимательно слушать и определять:
- шаги (чьи они могут быть?);
- шум улицы (какой автомобиль проехал?);
- хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т.д.
2. Предложить детям прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит:
a) На улице: какая погода? (дождь, гроза, ветер и т.д.);
b) Какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая», пожарная, милицейская машина);
c) Где сейчас мама: на кухне или в ванной?
d) Какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);
e) Отгадать, кто пришел (по шагам);
f) Отгадать, кто находится в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый);
g) Отгадать, где, например, Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря и т.д.
3. Нарисовать, что услышали:
a) где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой)?
b) Кого встретил колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);
c) Какая погода на улице (дождь, солнышко, ветер);
d) Нарисовать машину, которая проехала (разные типы авто)
e) Над каким местом пролетает ковер-самолет (над морем, лесом, городом)
4. Изобразить (пантомима) того, кого услышали:
a) Кошку
b) Собаку
c) Петуха
d) Корову
e) Лошадь
f) Лягушку
g) Комара и т.д.

Игры с импровизированными шумовыми инструментами

Каждый предмет можно рассматривать, трогать, но и слушать, как он звучит (если им постучать, потрясти). Можно сделать оркестр: стиральная доска, кастрюля, бумажный мешок, пластмассовая бутылка, наполненная фасолью и т.д. Важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать, на что похож этот звук, или что он напоминает. Подобрать слова для определения характера звучания.

Упражнения на развитие восприятия характера и содержания музыкального произведения
1.Слушать музыку и рассказывать, что или кого они в ней услышали и представили. После повторного прослушивания предлагается либо нарисовать услышанный образ, либо изобразить его в движении под музыку.
Пр-я: «Вальс» №1 А.Дюрана (снежинки), «Мотылек» С.Майкапара (бабочки), «Баба Яга» М.Мусоргского (Баба Яга), «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского (игрушечные солдатики), «Военный марш» Г.Свиридова (гусары, военные).
Примечание: Педагог выбирает любую яркую музыку, которая побуждает детей к действию, мышлению. Оптимальное время звучания – около 2 минут.

2. Дети слушают музыку и рисуют так, как чувствуют, выбирая любой цвет, способ, технику изображения. Выбирают контрастные пр-я :
«Утро»,«В пещере горного короля» Э.Грига,«Танец Анитры»Э.Грига - «Шутка» И.Бах, «Лебедь» К.Сен-Санса, «Тарантелла» В.Гаврилина, «Менуэт» Л.Боккерини и др.
3. Выбрать для движения под музыку атрибуты: длинные, короткие ленты, шарфы, цветы, обручи, палки, веера, мячи, флажки и др.
Пр-я: «Марш Тореадора», «Хабанера» Ж.Бизе, вальсы из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.Чайковского, «Вальс» Г.Свиридова, рэгтайм С.Джоплина («Увеселитель»),»Мелодия любви» М.Леграна и др.
4. Предложить разного цвета и формы тряпочки, к которым прикреплены 2 веревки, которыми можно манипулировать, как марионетками. (тряпочки оживают и танцуют под музыку) Подойдет любая яркая музыка, которая побуждает детей двигаться. Оптимальное время звучания – около 2-х минут.


Этюды на общение

В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у детей. Лучше, для доступности, начинать с «кукольных» разговоров и сценок, т.к. это снимет психическое напряжение, перенеся внимание с собственного «я» на предмет (куклу).
Задания:
1. Куклы встречаются друг с другом и :
a) Здороваются
b) Спрашивают друг друга о здоровье
c) Прощаются
2. Одна кукла нечаянно толкнула другую (в транспорте). Надо извиниться, простить.
3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят гости с подарками и:
a) Поздравляют ее
b) Кукла благодарит, приглашает к столу
c) Один из гостей опоздал, – просит прощения
d) Один – разлил компот, извиняется
e) И т.д.
4. Задания без кукол:
a) Постучаться, зайти в группу, жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не прервать рассказ воспитателя)
b) Зайти к заведующей (методисту, на кухню и т.д.) и передать ей сообщение
c) Объяснить «маме», почему испачкана одежда после прогулки
d) Извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.
Примечание: в содержание этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.

Творческие задания на развитие воображения и речи для детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста (Рекомендуется использовать карточки с изображением сказочных персонажей. Выбор персонажей произвольный. Время от времени набор карточек пополняется, обновляется)
Задания:
1. Выполнять действия:
a) Зайти в комнату в образе какого-либо персонажа (напр. Буратино) и поздороваться с детьми
b) То же самое и попрощаться с детьми
c) – // - поздравить с праздником
d) - // - спросить, какая на улице погода, который час и т.д.

Игры на импровизацию диалогов
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребенок играет определенную роль.
Задания:
1. Сочинить разговор 2-х персонажей в соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками
2. Придумать разговор сказочных персонажей по телефону
3. Придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой другому.
Игры с предметами быта
Можно использовать любые предметы, которые нас окружают: карандаши, салфетки, листочки бумаги, нитки и пр. Подобные упражнения можно использовать на прогулке, играя с камешками, листиками, веточками и пр.
Задания:
1. Выбрать предмет, рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Представить, чем он раньше был или где он находился. Определить, какой у него характер, какое настроение в данный момент.
2. Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
3. «Беседа» выбранных предметов (например, о погоде).
4. «Театр всевозможного»
Каждый предмет, с присущим ему «характером и манерой поведения «играет» в небольшой сценке, которую все вместе придумали. Лучше такие сценки разыгрывать на столе, тогда в движении можно передать характер предмета-образа. Каждый ребенок придумывает, что говорит его «актер», каким голосом.


Творческие задания на развитие пантомимики

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.
Задания:
1. Показать, персонаж:
- смотрится в зеркало
- пробует любимое или нелюбимое блюдо
- выслушивает комплимент, замечание
- садится на стул
2. Диалоги – пантомимы:
- разговор 2-х «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях: в магазине, на вокзале, в аптеке и т.д.
- разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому, показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
3. Загадки – пантомимы:
- в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном) – отгадать, какой товар нужен покупателю или стоит на полке)
- в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке)
- отгадать профессию (по характерным движениям и позе)
- отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.)
- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и пр.)
- отгадать, какая на улице погода
- определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», старик, манекенщица, человек, которому жмут ботинки и пр.)
- Примечание: дети делятся на 2 команды. Одни загадывают, другие отгадывают.
4. Показать (руками или пальцами):
- Стой на месте!
- Идем со мной!
- До свиданья.
- Давай, помиримся.
- Я тебя люблю!
- Я боюсь!
5. Показать частями тела:
- Я горжусь (плечами)
- Я старый, больной человек (спина)
- Иди сюда! (палец)
- Нет (глаза)
- М-м-м, я люблю это печенье… (рот)
- Я слышу птичку (ухо)
- Мне это нравится (нос)

Этюды на развитие творческого воображения

1. Перевернутый ящик – телевизор. Дети смотрят «передачу». Пусть каждый расскажет о том, что он видит.
2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- королевский трон
- аквариум с рыбками
- костер
- куст цветущих роз
3. Передать книгу друг другу так, как будто это:
- кирпич
- кусок торта
- бомба
- фарфоровая статуэтка
4. Взять со стола карандаш так, как будто это:
- червяк
- горячая печеная картошка
- маленькая бусинка
5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.
6. Выполнить различные действия:
- чистить картошку
- нанизывать бусы на нитку
- есть пирожное и т.д.

Упражнения на различение цветов

Какого цвета лимон? (желтый) Давайте посмотрим, у кого в одежде есть желтый цвет. (рассматривают) Затем рассматривают все предметы в комнате, выбирают их, в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить на прогулке. Выигрывает тот, кто назвал больше предметов. Для подсчета правильных ответов можно пользоваться фишками.

Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Важно, что педагог и ребенок играют свою роль, пользуясь общими правилами. Воспитателю приходится решать разнообразные задачи: постоянно поддерживать интерес к игре, быстро и тактично реагировать на проявление каждого ребенка и нестандартно, творчески играть свою роль. Однако такой стиль общения педагога с детьми ведет к важным результатам: развивает творческие и коммуникабельные способности, обогащает новыми, разнообразными знаниями, способствует более тонкому восприятию окружающей действительности, развивает умение сочувствовать, сопереживать (эмпатию) и, что очень важно, делает сам процесс общения правдивым. А ради этого стоит и потрудиться!

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



С какого возраста лучше заниматься с детьми играми - драматизациями? Как не упустить благоприятный момент, когда ребенок, не обремененный комплексами, готов к подобным играм? Ведь чем раньше удастся привлечь детей к активной творческой деятельности, тем успешнее будет их развитие.
Если рассматривать инсценирование поэтических и музыкальных пр-ий как синтетический вид деятельности, включающий пение, декламирование, пластику, мимику и т.д., то можно считать первыми драматизациями пестушки, игры-потешки и другие малые формы фольклора, в которых органично соединяются слово, музыка, движение (например, известные всем с детсва «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т.д.) В раннем возрасте дети очень любят подобные игры, эмоционально реагируют на музыку, образное слово, движение. Малыши быстро запоминают отдельные слова и наиболее яркие словосочетания, пытаются подражать взрослому и затем действовать самостоятельно. Контакт со взрослым (телесный и эмоциональный) чрезвычайно важен для развития ребенка, его здоровья – духовного и физического.
В младшем дошкольном возрасте дети уже могут быть самостоятельны в инсценировании небольших стихотворений и песенок. В 3-4 года ребенок уже владеет связной речью, движения его разнообразны, выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными. Поэтому младших дошкольников лучше привлекать к совместному со старшими детьми и взрослыми обыгрыванию несложных стихотворений и песенок. В подобных ситуациях ребенок охотно подражает старшим и с большим удовольствием играет свою роль, которая чаще всего сводится к выполнению выразительных движений, иногда с включением отдельных слов и звукоподражаний (пи-пи-пи, ко-ко-ко, чик-чирик, мяу-мяу и др.) либо одной – двух коротких реплик.
В возрасте 4-5 лет у детей развиваются произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельной и выразительной, движения – более координированными. Это дает возможность ребенку самостоятельно исполнить свою роль, взаимодействуя с другими участниками инсценировки. Появляется возможность подбирать для драматизации все более разнообразные произведения – не только потешки, маленькие песенки, стихи, но и сказки – такие как «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. Однако репертуар для драматизации можно значительно расширить, если педагог попробует самостоятельно инсценировать разнообразный поэтический и певческий материал.


Игры – путешествия

1. Поход в лес, где можно найти поляну Музыкальную, Таинственную, Сказочную, Веселую, Грустную, Спортивную, Сладкую и т.д. (для детей 4-5 лет и старше)
2. 2. Путешествие на ковре-самолете, воздушном шаре, машине времени по сказкам, частям света, разным эпохам (для детей 6-9 лет).
3. Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний с капитаном Врунгелем. По пути посещение островов: Игрушек, сказок, Смеха, Невезения, Школьного и т.д. (для детей 5-9 лет).
4. Волшебная палочка или Волшебный фонарик (у доброй Феи, в загадочной посылке) – с их помощью оживление игрушек, предметов, различные превращения (для детей от 4 лет)
5. Волшебная книга – встреча со сказочными персонажами (сюжет, доступный для детей 3-5 лет)
6. Сказочные персонажи в гостях у детей (млад. Дошкольники)
7. Празднование условного дня рождения: Зимы, Лета, Красной Шапочки, Василисы Премудрой, Бабы Яги и т.д.
Придумать различные конфликты:
1. «Путешествия» – на пути встречаются разбойники, пираты; противоборство злых и добрых сил.
2. «Машина времени» – кто-то ее сломал (например, Незнайка), нужно ее починить, чтобы вернуться в свое время.
3. «Волшебная палочка» – Баба Яга или Старуха Шапокляк пытаются отнять палочку у главных героев.
4. «Волшебная книга» – кто-то с ней неаккуратно обращался, все страницы порвались, перепутались. Нужно привести ее в порядок, чтобы помочь ск. Персонажам вернуться в свои сказки.
5. Сказочные персонажи в гостях у детей, обычно герои сказок связаны со своими антиподами. Например, Бармалей преследует Айболита, Ивана – царевича – Баба Яга. Эти связи можно обыграть в других ситуациях.
6. Празднование дня рождения любого вымышленного персонажа дает возможность создать конфликт с приглашением гостей, с преподнесением подарков. Например, на день рождения Зимы забыли пригласить Снежную Королеву, которая обиделась, и является непрошеной гостьей.

Используемая литература

А.П.Буренина учебно-методическое пособие «Театр всевозможного»
Прикрепления: Картинка 1

Похожие материалы (кликните, чтобы увидеть)


Если вы обнаружили неработающую ссылку, пожалуйста, оставьте комментарий.



Категория:  Методические рекомендации  | Просмотров: 1611 | Добавил: Светлана_Козлова  | Теги:   | Рейтинг: 5.0/1




Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
 Гость

Гости
 


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Добро пожаловать!
Топ файловиков
null fantastisch
Журналисты
null941
null0
null766
null25
 
 
null AnnaZ
Журналисты
null421
null0
null155
null6
 
 
null RYBKA
Администраторы
null271
null149
null748
null1122
 
 
null Еленушка
Журналисты
null222
null0
null505
null8
 
 
null NeseniukOlga
Журналисты
null201
null0
null69
null6
 
 
null nensi1978
Журналисты
null154
null0
null702
null103
 
 
Чат "Матвейки"
Статистика
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 13
Гостей: 11
Пользователей: 2
nobuka, vampir0367
Всего: 33447
Новых за месяц: 534
Новых за неделю: 119
Новых вчера: 11
Новых сегодня: 15

Пользователей 33430
Проверенных: 0
Модераторов: 0
Админов: 3

Парней: 4377
Девушек: 29070
Друзья сайта
Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ
Камчатский семейный портал
Наша кнопочка



МАТВЕЙКА © 2016