Речь на кончиках пальцев - 19 Февраля 2013 - MATVEJKA
                                                                          








Меню сайта
Топ материалов
Мини паспорта комнатных растений

Добавил:
RYBKA

Грамота для юных футболистов

Добавил:
Funnochka

Медали "МАМА, ПАПА, Я - СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ!"

Добавил:
RYBKA

Дидактическая игра - Профессии

Добавил:
fantastisch

Оформление спортивного уголка - Детские виды спорта

Добавил:
fantastisch

Эмблема и медаль для команд КРЕПЫШИ и СМЕЛЬЧАКИ

Добавил:
RYBKA

Портфолио воспитателя, педагога, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда

Добавил:
incora

Интересное
Таблички для детского сада "Ромашка"
Воспитание без крика
КОСМОС
"Космо - игры"
1 сентября - День Знаний
Детская презентация "В МИРЕ ЖИВОТНЫХ..." (с музыкой)
Главная » 2013 » Февраль » 19 » Речь на кончиках пальцев
19:17
Речь на кончиках пальцев



Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. 
Двигательная и речевая функция ребёнка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она продлевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определённый период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребёнку социальное окружение.
Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребёнка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребёнку полноценное развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.
Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков:
В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, он плотно сжимает их.
В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2 – 3сек. Совершает ритмичные движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребёнок вскидывает ручки при оживлении.
Начиная с трёх месяцев, появляются условно-рефлекторные движения. Ребёнок удерживает вложенный в руку предмет до 10сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмичные движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
У четырёхмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
В возрасте 5 мес. ребёнок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмично взмахивает руками, при этом издаёт неопределённые звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.
В 6 – 7 мес. ритмично взмахивает руками, если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. «Обороняются» руками при приближении руки с мылом.
В 8 – 9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.
После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.
В возрасте 10 – 11 мес. ребёнок накладывает один предмет на другой. Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
В 12 мес. держит чашку, когда пьёт. Переносит усвоенные действия на новые объекты.
В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги. Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведёрко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развёртывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
С 11 мес. до 1 г. 3 мес. появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации:
В возрасте 1 – 2 лет ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте 2 – 3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.
Обнаружив у ребёнка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

Пальчиковая гимнастика 
Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, нескоординированные движения пальцев. Следовательно, развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев.
Сначала все упражнения выполняются неспеша. Поправьте ребёнка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно.

 Цветочки распускаются
Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» - пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», - пальцы вместе. На счёт «раз-два» пальцы врозь-вместе. «А на деревьях как цветочки распускаются?» - поднять обе руки ладошками к себе, широко расставив пальцы.

 Пальчики здороваются
«Пусть пальчики здороваются!» - на счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные, и т.д.

 Палец-пальчик
Со словами «палец-палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочерёдно присоединяется к большому пальцу.

Зайчик на опушке
Вытянуть вверх указательные и средние пальцы, остальные загнуть. Руки можно поднять к голове. «Зайчик на опушке», - пальцы двигаются вперёд-назад. «Ушки на макушке», - пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.

Замочек
«Щёлк!» - ладони вместе. «Щёлк!» - пальцы соединяются в «замок». Замкнуть и разомкнуть «замок» несколько раз.

Помимо этих обязательных упражнений можно практиковать и другие, также развивающие мелкую моторику. Подавать их следует ненавязчиво, в виде игры. Скажем, на прогулке или перед сном, в качестве разминки при выполнении домашних заданий или даже во время просмотра телевизионных передач, когда идут рекламные ролики.

 Поочерёдно сгибайте или разгибайте пальцы ребёнка под потешки. Это понравится любому ребёнку. Наряду с традиционной «Сорокой-белобокой» можно использовать, например, такую:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
(Начинаем с большого пальца)
 Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребёнку, чтобы он повыщипывал двумя пальцами маленькие кусочки сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.

 Попросите ребёнка перекатывать в ладонях гранёный карандаш (на прогулке – палочку), неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

 Отличное занятие – нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше… Можно чередовать по размеру, по цвету, по форме.
 Неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, выложенный на столе.

 Подвесьте на ниточке бусину или небольшую пуговицу. Задача: каждым пальцем поочерёдно щёлкать по «мишени».

 Займитесь лепкой из пластилина, делая акцент на мелких деталях. Пусть ребёнок скатает шарики и затем расплющит их в лепёшки большим и указательным пальцами. Затем пусть скатает жгутики и вылепит из них маленькие бублички, кренделёчки, сплетёт канатик или косичку. Дайте задание вылепить из шариков морковку, банан, грибок и т.д. А можно сделать маленький тортик в виде шайбы и украсить его по краю тоненьким жгутиком. На середине будут «розы» - совсем маленькие катышки. Возможно, удастся вылепить змею и украсить её пятнышками, свернуть в кольцо. Одним словом, есть, где разгуляться фантазии.

 Вспомните сами или попросите вспомнить своих родителей, как плести разные безделицы из разноцветного телефонного провода («плёточки», «авторучки»).
 Ребёнок под вашим присмотром может складывать из спичек колодец. Иногда его высота производит впечатление. Можно выкладывать из спичек различные фигуры: треугольники, квадраты, буквы и цифры. Заодно подворачивается случай показать несколько простейших головоломок с перекладыванием спичек.

 Возьмите лист бумаги и сделайте параллельно надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см друг от друга и от краёв). Теперь ребёнок может «сплести коврик», продевая цветные шнурки или полоски бумаги через надрезы.

 Попросите ребёнка сильно сжать вашу руку, поразгибать ваши пальцы и т.д.

При написании статьи были использованы материалы с сайта http://logoped18.ru

Похожие материалы (кликните, чтобы увидеть)


Если вы обнаружили неработающую ссылку, пожалуйста, оставьте комментарий.



Категория:  Консультации  | Просмотров: 1090 | Добавил: Zhanna_Viktorovna  | Теги:   | Рейтинг: 5.0/1




Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
 Гость

Гости
 


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Добро пожаловать!
Топ файловиков
null fantastisch
Журналисты
null941
null0
null766
null25
 
 
null AnnaZ
Журналисты
null421
null0
null155
null6
 
 
null RYBKA
Администраторы
null271
null149
null750
null1124
 
 
null Еленушка
Журналисты
null222
null0
null505
null8
 
 
null NeseniukOlga
Журналисты
null201
null0
null69
null6
 
 
null nensi1978
Журналисты
null154
null0
null702
null103
 
 
Чат "Матвейки"
Статистика
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Всего: 33531
Новых за месяц: 525
Новых за неделю: 99
Новых вчера: 14
Новых сегодня: 2

Пользователей 33514
Проверенных: 0
Модераторов: 0
Админов: 3

Парней: 4393
Девушек: 29138
Друзья сайта
Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ
Камчатский семейный портал
Наша кнопочка



МАТВЕЙКА © 2016